17 октября 2014 года
Публикуем ответы настоятеля мужского монастыря, названного в честь Косьмы Верхотурского, игумена Петра на вопросы журналистов областных СМИ
во время пресс-тура в сентябре на событийные мероприятия «Верхотурский перезвон».
– Кто может попасть в монастырь? Важно ли при этом прошлое человека? Может, какой-то экзамен нужно сдавать?
– Ну, конечно, мы прошлое учитываем. Экзамены сдавать не надо: поживи здесь, попробуй. Первые 3-4 года человек испытывает себя, он имеет право встать – и уйти. И это не считается ни предательством, ни малодушием. Наоборот, хорошо, что он что-то понял для себя. Он пожил в монастыре для того, чтобы Бог открыл ему его волю, куда человеку нужно устремляться. Исключение – люди, которые были «в местах не столь отдалённых»: они не способны в монастыре жить. Бывает, хороший человек, видно, рвётся сюда, – но все эксперименты заканчивались фиаско.
– Из кого состоит ваше братство, что приводит человека в монастырь - убеждение?
– Всего нас 25 человек, самому молодому брату 23 года. Приехали, кто откуда: из Санкт-Петербурга, Казахстана, из Украины, есть даже брат из США – штат Мичиган. Есть у нас бывшие военные, полицейские, музыканты… По убеждению ли сюда приходят? Конечно, но убеждения мало. Великий старец Порфирий Кавсокаливит, грек, так говорил: «Монашество – это поэзия. Жизнь монаха – это песня». И действительно, монах – это человек, который призван жить чем-то высоким-высоким. И каждый его день должен быть наполнен чем-то большим и ярким. И как «поэтами не становятся, ими рождаются», так и к монашеству должно быть призвание. Многих Господь зовёт, но немногие могут ответить, встать на этот путь – отрешения. На вопрос, что приводит человека в монастырь (не отчаяние – это точно), я думаю, может ответить только Бог.
– Что становится с людьми, которые ушли из монастыря?
– Если это простой послушник, мирской человек, то он дальше естественно строит свою жизнь. Монахи не уходят из монастыря. Если же человек принял иноческий постриг, пожил года два здесь и ушёл, что бывает крайне редко, он старается жить при храме, при церкви. В таком случае раскрывается такая таинственная фраза Христа: «Вы есть соль земли». Если соль потеряет силу, что сделает её солёной? Она никуда не годится. Её выбрасывают вон на
попрание людям. Когда человек становится на путь монашеской жизни, сопрягается со всем священным, со всем святым, и вдруг нападает на него какое-то искушение (что бывает редко, но, к сожалению, метко), он соблазняется и уходит, то на нём и сбывается это выражение: он никуда уже не годен, он страдает, мучается, мыкается – это соль, потерявшая силу. Соль, которая должна быть только солью, её больше ничем другим не сделаешь. Она потеряла
смысл – и стала вещью, которая потеряла своё предназначение. Так может произойти и с любым человеком. Каждый имеет своё призвание Господне, он живёт, формируется, становится определённым жизненным явлением, а на переломе жизни, во второй её половине, например, вдруг начинает задовать кому-то молодому, поддаётся соблазну и идёт против себя, тогда его и постигает это пророчество – соль, потерявшая силу: тем, чем он должен был быть, он перестал быть, а кем хочет быть – не может. В итоге – между небом и землёй.