31 мая 2013 года
Собрали материалы любительской кинохроники прошлых лет, доснимали свежие виды города, и к концу года получился фильм «Наш город», посвящённый 25-летию Свердловска-45 (ныне Лесной). В нём показана жизнь города и горожан, не связанная с основным производством: демонстрации и парады, субботники в городе и совхозе Таёжном, открытие стадионов и праздники «Мы строим коммунизм», лучшие люди, спортсмены и руководители города и завода (теперь комбината ЭХП).
По линии отдела пропаганды КПСС к 30-летию Победы (в Великой Отечественной войне) члены любительской киностудии подготовили и выпустили документальную ленту «Наш непростой советский человек». «Изладили» (сленг пана Директора) её в виде воспоминаний и размышлений работника цеха 024 В. Чуршукова, человека рабочей профессии, члена КПСС, который в годы войны освобождал от захватчиков города и населённые пункты Эстонии. К слову, на областном конкурсе любительских киностудий картина завоевала диплом III степени. В её создании и озвучивании, кроме членов киностудии, принимал участие Валерий Столяров.
В одно из редких посещений пан Режиссёр (Л. Герасимовский) предложил две хорошие идеи: создать игровые ленты по рассказу «Великая сила искусства» и о «кухне» создания фильмов. Мы обсудили эти предложения, и все киностудийцы единогласно ухватились за них. Но, как всегда бывает, пока раскачивались, пока пан Режиссёр подбирал актёров на роли, Аркадий Райкин опередил нас, и по центральному телевидению показали «Великую силу искусства». Идея создания такого игрового фильма отпала сама собой – с А. Райкиным не потягаешься. Зато сценарий картины о «кухне» любительской киностудии, идею которой пан Режиссёр предложил раскрыть по аналогии с популярными брошюрами «Физика – это просто» и «Транзистор – это просто», каждый студиец придумывал, продумывал, предлагал план подачи кинофрагмента и сам же его играл. Так была создана лента «Кинофильм – это очень просто», которая на областном конкурсе любительских кинофильмов в 1977 году завоевала диплом II степени (был не по теме конкурса). Причём везти её туда предложил и даже настоял директор (в то время) Дома культуры Григорий Журавлёв.
Юрий Ипатов
Ко времени работы над этим фильмом в нашу студию влились свежие умы и силы: Юрий Ипатов – он получил (в противовес физической фактуре) кличку пан Жаботинский; Владимир Кревский – пан Бендер (иногда пан Директор называл его Бендер- Задунайский), который при игре в шахматы, делая белой пешкой первый ход и озвучивая его: «Е2 – Е4», всегда при этом ставил пешку на «Е5»; Вадим Юрин – пан Баламут, кличка, говорящая сама за себя.
Кроме городской любительской киностудии, в подразделениях завода (комбината) организовывались группы самодеятельных кинолюбителей, которые занимались съёмкой общественной и спортивной жизни рабочего коллектива. Основными активистами этих групп были, как правило, члены городской любительской киностудии. Так С. Е. Федоров- ский снимал жизнь коллективов отделов главного прибориста (отд. 050) и центральной заводской лаборатории ЦЗЛ (цех 010); А. Шишацкий и А. Данилов в отделе главного технолога организовались (во главе с Элеонорой Мальцевой) в киностудию «Нимфа-фильм», в создании документальных и игровых фильмов которой принимали участие Юрий Громов, Александр Котельников, Олег Беспалов, Владимир Голов- ков (до марта 1971 г.) и «звезда экрана» Анатолий Шерендак.
Для съёмок спортивных состязаний и проведения общественных мероприятий цех 030 (команда «Калибр») приобрёл кинокамеру, в освоении которой принимал участие Владимир Волков. Это и привело его в киностудию ДК «Современник».
На заводе № 03 комбината «ЭХП» (вотчина главного металлурга) кинолюбительством занимались Вадим Юрин, Юрий Андреев, Юрий Сафронов и Владимир Юнышев.
С марта 1971 года появилась киногруппа любительских фильмов «Автоматчик» (в лаборатории «Автоматизации…» отд. 050, после 1979 г. – отд. 046). Некоторые её члены стали и участниками создания фильмов киностудией ДК: В. Головков, Владимир Инюткин, Марат Мухаметов, Виктор Копытов, Борис Дружинин.
Нас становится больше
Кроме съёмок документальных фильмов, члены киностудии занимались и фотографированием. В принципе все кинолюбители прошли через фотодело, но некоторые упорные его так и не забросили. К ним я отношу Виктора Копытова, Марка Волынского, Вадима Юрина и молодого (в то время) Сергея Яровикова.
О фотоаппаратуре, о съёмках природы и живой натуры часто шли дебаты – каждый защищал свою позицию. Иногда были отвлечённые споры, например, на одном из занятий возник вопрос, чем эротика отличается от порнографии? На следующее занятие Марк Волынский принёс журнал «Чешское фото» и показал статью, где обсуждалась эта же проблема. Один из авторов писал (с юмором) так: «…если обнажённая женщина, сфотографированная на фоне фабрики, двигается к проходной, то это, естественно, эротика, а если она сбегает с производства, то это порнография…»
Осень 1978 года. Начало творческого сезона ознаменовалось выбором нового руководителя любительской киностудии, чему причиной была скоропостижная кончина (в августе 1978 г.) Александра Петровича Шишацкого. По предложению старейшин студии (видимо, возраст брал своё: трудно стало бегать с тяжёлой кинокамерой и в динамике производить съёмку, да и несолидно с точки зрения достигнутых должностей на производстве) руководителем выбрали Владимира Головкова, а первым его помощником – В. Юрина по причине угасания интереса «старичков» к еженедельным занятиям в студии.
Деятельность свою начал Вадим Юрин с того, что заменил мою кличку «пан Гималайский» – «жажду деятельности утоляет пивом», данную ещё И. Вотяковым, новой – пан Голова.
Вскоре стали приходить к нам в студию новые кинолюбители (работники комбината «Электрохимприбор»): Владимир Инюткин, Владимир Турпуров, Владимир Волков, Владимир Юнышев, потом потянулась молодёжь из СГПТУ-78: Сергей Яровиков и Юрий Бочкарёв.