16 октября 2014 года
Игумен Пётр, настоятель
мужского монастыря
Свято-Косьменской пустыни |
Во время пресс-тура на событийные мероприятия «Верхотурский перезвон» в сентябре, журналисты областных СМИ с интересом пообщались с настоятелем мужского монастыря, названным в честь Косьмы Верхотурского, игуменом Петром, расспросили его об истории пустыни и задали ему много вопросов. Здесь – ответы на часть из них.
– Чем отличается жизнь братства здесь, в Костылево, от жизни в большом, шумном городе?
– Монастырь – это не стены, это, прежде всего, слаженная, скреплённая любовью друг к другу и верой в Бога братство. Если есть братство, подвизаться можно везде. Живя в большом городе, мы вынуждены были свою монашескую жизнь подстраивать под мирской приход, в ущерб своей
литургической жизни изменять богослужения. Здесь же мы устроили суточный круг богослужений, как того требует монашеская аскеза. Закрытая территория позволяет сосредоточиться в уединении, а уединение позволяет человеку сосредоточиться в молитве. Оттачивается чистота
помыслов, чувств, появляется серьёзная, настоящая молитва, которая не может не сказаться на духовном устроении человека, на его характере, на чертах души. Молитвенный труд, требующий отрешения от всего земного, от самого себя, от земных потребностей и вожделенной суеты мыслей, чувств, является самым тяжёлым в монастыре.
– Что такое «райская жизнь»?
– Обычное понятие рая для нас – это блаженство, наслаждение, удовольствие. Адам и Ева жили в раю наслаждаясь: райские древеса, райские плоды, яблоки, цветы… И за грехопадение они были изгнаны из рая. На самом деле это самое примитивное понимание того, что такое рай. По определению христианской антропологии, человек создан для счастья, блаженства. Может быть, слышали – Заповеди Евангелия называются Заповеди бла-
женств. Господь пришёл на землю для того, чтобы человек поднялся на небо. Но не в буквальном смысле – оторвался то земли и взлетел. А чтобы после пришествия Христа он стал жить христианской жизнью, как будто на небесах. Если человек соблюдает заповеди Евангелия, по сути, он соблюдает
заповеди счастья. Адам после грехопадения в раю остался человеком – с душою, с телом. Но у него был утрачен дух. Он потерял смысл, цель – к чему стремиться. Бог перестал для него существовать. Адам растерялся, душа пришла в смятение. Смятение наступает уже в теле, в чувствах. Чело-
век уже не знает куда стремиться. Для него наступает ад на земле, ад в душе. Человек начинает страдать… Так и человечество в
данный момент пребывает именно в таком состоянии – в смятении полном. Как говорят психологи – экзистенциальный вакуум:
полное отсутствие ориентиров. За что бы ты ни цеплялся – всё начинает разрушаться. Если в сердце пустота, то и вокруг видим
только пустоту. Человек начинает томиться в своём аду. Заповеди Христа, пришедшего на землю, они не тяжелы, как Он сам говорит. Они –
благо. В Евангелие есть такая фраза: «Но учитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем. И обрящете покой душам вашим.
Ибо иго мое благо и бремя мое легко есть». Когда человек слушает Христа, он его действительно воспринимает как Учителя. Но Господь совсем другое имел в виду. «Но учитесь от меня, пребывающего в вашем сердце». И вот когда я не просто слушаю Христа, но ещё Его и имею в сердце
своём, то у меня появляется способность исполнять заповеди, жить по ним. И тогда у человека действительно наступает райская жизнь. Он всему рад. Во всём видит источник радости. А если в сердце рай, то и вокруг рай. Так устроен мир человека. В монастыре человек имеет все возможности
жить по заповедям. Его ничто не смущает. Полная монашеская «вседозволенность»: можно бескорыстно любить, служить
людям, молиться, поститься так, как ты хочешь, заниматься изучением Святого писания и т.д. – вот здесь, можно сказать, человек испытывает полноту бытия.
Фото: Вера Макаренко; http://www.rutraveller.ru